Владимир Петрович Поткин
15 ЛЕТ С ВАРГАНОМ
Первые варганы, (Комус – по алтайски) сделанные мной в период с 1988 по 1993 год, были копией якутских и тувинских варганов. За пять лет были изучены, как сильные, так и слабые стороны. Общался с мастерами изготовления и мастерами игры, изучал технологию изготовления различных варганов, свойства металлов, природу возникновения звука и воздействие его на человека и пространство.…Эта работа продолжается до сих пор. И в 1993 году на основе пятилетнего опыта была полностью изменена технология изготовления варгана, в связи с поставленными задачами:
- Варган должен быть технологичен в изготовлении.
- Вобрать в себя все сильные стороны варганов прошлого опыта.
- Ввести в конструкцию варгана гибкую возможность настройки звучания.
- Уйти от традиционных технологий и создать принципиально новый, современный, изящный, звучащий варган.
И хотя созданные мной варганы выглядят как фабричные, штампованные, в технологии его изготовления только 20% станочной обработки. Всё остальное – ручной, кропотливый труд. Почти 50% времени уходит на настройку (озвучивание) варгана. Это самая главная задача при его изготовлении. Внешний вид радует глаза, а звук воздействует на тело, душу. К сожалению, очень немногие знают, как должен звучать варган, и поэтому хватают любые, лишь бы они издавали звуки. Представьте дикого папуаса, которому вы подарили ненастроенную гитару, показали несколько аккордов и уехали, он ведь так и не узнает, как должна звучать настроенная гитара.
Игра на варгане должна быть легкой, звуки должны, как бы растворяться в исполнителе, наполнить его приятной вибрацией, это когда хочется играть, играть, и играть!…
Неправильно настроенный варган (бубнящий) очень плохо отражается на самочувствии. Сразу, это может быть незаметно, а потом обычно это списывают на плохую погоду, изменение атмосферного давления, съел что-то не то, и т. д. Все, наверное, слышали звучание ненастроенной гитары, пианино, в таких случаях говорят: «уши режет». Но это вы просто слышали когда-то настроенный инструмент. Попробуйте послушать 20-30 минут игры на ненастроенной гитаре. Но это только гитара, а звуки варгана по воздействию на психику гораздо сильнее. Не зря в былые времена только шаманы на нем играли. Отсюда и такое серьезное отношение к настройке звучания. Чтобы правильно звучал варган, мастеру необходимо выполнить хотя бы шесть условий настройки из десяти. Но это уже секреты мастера. Здесь надо пояснить, что настройка на звучание, и настройка на определенную ноту – это разные вещи. Например, чтобы красиво и сильно звучала гитара, мастеру надо выполнить очень много условий изготовления, а затем только её струны настраивают на определенные ноты.
Меня часто спрашивают, почему я не делаю большие, концертные варганы. Потому что не был готов технологически, материально и морально. А концертные варганы, сделанные мной в период с 1988 –1993 г., были точной копией якутских, и не соответствовали тем требованиям, поставленными в 1993 году. (Это не критика в адрес якутских мастеров, к ним я отношусь очень уважительно) Варган с виду простой, но он требует к себе очень ответственного, серьезного отношения. Это сейчас принято считать его музыкальным инструментом. А в далеком прошлом он был только культовым, обрядовым, ритуальным инструментом у шаманов и колдунов. Это нельзя забывать и поэтому к варгану надо подходить очень уважительно.
В данный момент, имея большой опыт, разработано в проекте шесть усовершенствованных варганов, которые практически лишены недостатков. Среди них и концертные. Сейчас отрабатывается технологический процесс изготовления, и в скором времени они появятся в продаже.
Немного о себе. Родом из Томской области. Школа, армия, Томский институт радиоэлектроники, (в ту пору ТИАСУР) В 1980 году, в возрасте 30 лет приехал в Горный Алтай по зову сердца, и зачарованный этой красотой остался. Работал главным энергетиком в с. Верх-Уймон, Усть-Коксинского района. С 1986 года живу и работаю в г. Горно-Алтайске.
Павел Поткин, правая рука Владимира Петровича Кроме меня, в мастерской по изготовлению варгана участвуют еще Павел и Женя. За ними вся механическая и ручная обработка. У меня конечные операции, настройка на звучание, подготовка и технологическая настройка станков, разработка технологии, проекты варганов и тд. Я – это проектировщик, токарь, фрезеровщик, электрик, строитель, печник и т.д. Получается, чтобы создать варган надо уметь практически все. Мастерскую, мы построили сами на окраине города, за нами уже лес и горы.
Наша Алтайская природа, горы, вибрации пространства – все это наш ВАРГАН.
Через живые, нежные звуки нашего варгана, мы передаем Вам свою любовь, радость, силу, мудрость и привет Седого АЛТАЯ.
Пользуясь моментом, выражаю благодарность Ольге Шотландии, за популяризацию такого уникального инструмента, как варган. А всем, кто уже приобрел варган, (не обязательно в моем исполнении) желаю вам, что бы игра на нем приносила только радость, и помните, что это не простой инструмент. И не пытайтесь сразу применять различные «шаманские» практики, особенно по книгам, потому что кроме настоящих шаманов вам никто не сможет объяснить, как их делать и главное – зачем! Играйте просто в радость, и если вы готовы, то варган сам вам подскажет, что делать. Поверьте мне, и не торопитесь.
Удачи!
С уважением к Вам,
Владимир Поткин