Варганка. Варганы в Саратове

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Возрождение хакаских мастеров

Печать

Возрождение хакаских мастеров.

Варган, как много в этом слове… Для кого-то варган это просто слово и не более того, для кого-то это оригинальный музыкальный инструмент, ассоциируемый с северными народностями, с чумом, оленями и странной музыкой. А для кого-то это серьезный шаманский инструмент, помощник в камланиях. Если отойти от этих классических представлений, то можно сказать, что специфика инструмента делает его уникальным орудием для самопознания и выражения своего творческого начала. Не важно, что с ним делать – играть на нем или же изготавливать его. Однажды, попав человеку в руки и вызвав у него интерес, инструмент остается с владельцем навсегда, вернее, не сам инструмент, а его Дух, и с этого момента начинается необычный симбиоз человека и инструмента: инструмент увлекает человека на путь познания себя и своих возможностей, а человек сохраняет и приумножает его Дух в этом Мире. Так случилось и с одним человеком, вернее с двумя, имена которых, относительно недавно, стали появляться в варганом пространстве России, как имена двух хакаских Мастеров варганного дела. Это Владислав Коков и Евгений Волгутов.

Варганы Владислава появились на свет и стали известны только в последние несколько лет. Их отличала необычность формы и вороненый цвет, что вместе делало их уникальными и не похожими на существующие варганы. Звучание инструментов Владислава было уникальным, как и сам инструмент. Отзывы были положительными. Позже, появилось новое имя – Евгений Волгутов, известного как ученика Владислава. Но во всем этом был один никому не известный факт, что в какой-то мере, именно благодаря Евгению, имя Владислава Кокова вообще появилось среди имен мастеров варганного ремесла. Но обо всем по порядку.

Евгений Волгутов

Евгений родился в г.Прокопьевск Кемеровской обл., в семье военного офицера подводника. Именно по этому, всё его детство, вплоть до призыва в армию, прошло на побережье Охотского моря. Владивосток, Магадан, Камчатка, можно сказать, стали для него родными.

После службы в армии Евгений оказался в Хакасии, а точнее в городе Абакан. Загадочность и красота места с его приветливостью захватили его полностью. Отголоски прошлого встречались всюду: в курганах с каменными надгробиями с множеством древних рисунков, на каждой скале целые истории из жизни древних. Количество озер ошеломило Евгения: соленые, пресные, минерализованные – вся Хакасия открылась ему, как завораживающий озерный край. Например, в озере Тус концентрация соли такой величины, что, как говорит Евгений, «при всём желании невозможно утонуть - болтаешься на воде как надувной матрац, только для загара солнцу, то спину подставишь то грудь».

Евгений заядлый рыбак - хариузятник. Хариус, как известно, водится только в кристально чистых горных реках. Есть у него свои излюбленные сплавные маршруты. Есть места, в том числе, где он рыбачит, полностью лишенные отголосков цивилизации. Далее слова самого Евгения: «От чистоты воздуха первое время голова кружиться, а воду пьешь прямо из реки, не боясь подцепить какую-нибудь заразу. И вот теперь скажите, разве можно в такое место не влюбиться. Естественно, уединение с природой, этнический дух Хакасии, внесли свою лепту в моё увлечение варганом».

Евгений Волгутов Евгений Волгутов

По приезду в Абакан он устроился на завод токарем. За год узнал город, осмотрелся, решил заняться кузнечной деятельностью. Открыл цех кованых изделий. Принял на работу профессионального кузнеца, и начали работать. От кузнеца Евгений и перенял нужные навыки и знания о металлах, способах ручной ковки и закалки. Прошел год, и напарнику-кузнецу предложили работу в Москве – Евгений остался один. Нужен был напарник. Дал объявление о том, что необходим рабочий в кузнецу. И рабочий пришел – им оказался студент Абаканского музыкального института Владислав Коков. Владислав ничего не знал о кузнечном деле. Так началась передача знаний о кузнечном деле от Евгения Владиславу, точно так же, как Евгений брал уроки у профессионального кузнеца. Евгений с Владиславом проработали плечом к плечу без малого 9 лет. Владислав уже закончил с отличием институт и полностью отдавался работе. В какой-то момент Владислав сказал Евгению, что его знакомый Сергей Чирков просит изготовить варган. Владислав решил попробовать. Перевернул горы литературы, исходил все библиотеки, доставал старожилов и не только их. Потихоньку начала вырисовываться картинка способа и материала для изготовления инструмента с соблюдением местных технологий и традиций. Попробовал. Получилось. Похвастался Евгению, до этого момента о варгане и не слышавшего. И тут Евгений взял его в руки. Далее слова Евгения: «бывают моменты в жизни, когда кажется, что что-то тебя тянет в бездну, какую-то нору без дна и тебе не хочется сопротивляться, тебе это нравиться, и ты понимаешь, что то, что ты держишь в руках изменит твою жизнь навсегда».

Не брав никаких уроков игры, Евгений заиграл. Далее его собственные слова: «вернее заиграл это громко сказано, даже очень громко, но факт остаётся фактом, брынькал я с явным удовольствием».

Полтора года Евгений изучал, как Владислав творит чудеса. Евгений протестировал и оценил практически каждый инструмент Владислава. И вот настал момент, когда Евгений не выдержал – неделю кропотливой работы над формой, найденная под верандой старая и ржавая двуручная пила «Дружба-2» превратилась в язычок. Собрал. Настроил. Звук оказался не так и плох для первого раза. Радость от сделанного переполняла. «Представьте только себе такую картину, 33-х летний мужик с довольной улыбкой на лице, бегает по друзьям и хвастается какой-то мелкой железякой, как ребёнок – смотрите, что я сам сделал» - так о себе говорит Евгений. Все знали, что с железом Евгений всегда дружил и был с ним на «ты» и уже ничему не удивлялись.

На следующий день, придя в цех, Евгений занялся вторым экземпляром. Перед ним встал выбор, либо кованые изделия, либо варган. Одно с другим совместить он не смог, да и не хотел. Через некоторое время он практически полностью забросил свою основную работу.

Владислав показал только азы изготовления варгана, «а дальше говорит, добивайся звука сам. Если разгадал - молодец, если нет, то не повезло и хорошего звука не выдашь. И я считаю, что он абсолютно прав. Именно по этому при одинаковом способе изготовления, у нас с ним совершенно разное звучание» - признался Евгений.

Каждый инструмент Евгений делает вручную, поэтому невозможно найти двух одинаковых – хоть какое-то отличие да найдется. Каждый инструмент - это отдельный эксперимент со звуком. «А вообще это такое огромное, можно даже сказать необъятное поле для размышления, которое я, ещё не разгадал. И откровенно говоря, сомневаюсь, что до конца кто-то разгадает. Это только моё мнение» - признался Евгений.

Евгений делает два вида варгана – большой и малый, по форме они практически одинаковые. Для них он использует две различные марки стали, что и находит отражение в звучании.

Для язычков своих инструментов, Евгений использует инструментальную сталь, но, раскрывая маленький секрет, инструментальная сталь это не только пилы, это может быть нечто другое.

Далее слова Евгения: «варган можно действительно сравнить с каким-нибудь безобидным, но очень сильным наркотиком. Попробовав, что попроще, обязательно потянет на что получше, а потом и вовсе засосёт. Инструмент индивидуальный, он как отражение души - что чувствуешь, какое настроение, всё это будет выплеснуто в игре».

На вопрос о том, что является главным на пути к освоению инструмента, Евгений признался: «играю я, в основном, в уединении, когда никого рядом нет. Весь парадокс состоит в том что, мне не нужно выдавать какие-то необыкновенные мелодии, хотя со стороны это интересно послушать. Играя, я замыкаюсь, ухожу в себя - это нечто вроде медитации. Меня это успокаивает, собирает с мыслями, как бы настраивает. Для моих друзей и близких эти наигрыши кажутся просто чудом, но, прослушивая их в записи, понимаю, это не для всех». Последние слова как нельзя лучше передают сокровенную суть варгана – вступая в контакт с человеком и находя в нем отклик, варган открывает бесконечные возможности для поиска себя и самореализации.