Специфика игры на рамочных варганах (мастер-класс Аксентия)
Общая информация
Рамочные варганы: японский миккури (вверху) и киргизский жигач-ооз-комуз
В данной статье речь пойдёт о деревянных, костяных и бамбуковых пластинчатых варганах, звук из которых извлекается при помощи нити (жилы). Специфика звукоизвлечения
будет рассмотрена на примере двух инструментов: бамбуковый миккури (Япония) и деревянный жигач-ооз-комуз (Киргизия).
У многих варганистов (в том числе и достаточно опытных), привыкших к металлическим варганам, возникает проблема с извлечением звука: деревянный (костяной, бамбуковый)
инструмент попросту отказывается звучать.
Основная проблема здесь - сила привычки. Стоит запастись терпением и сразу настроить себя на то, что техника звукоизвлечения на рамочном пластинчатом
варгане совершенно отличается от привычных нам инструментов. Кроме того, деревянный жигач-ооз-комуз, бамбуковый миккури и, например, костяной тумран - это не просто
три разновидности пластинчатого рамочного варгана, а три разных техники звукоизвлечения. Если вы научились играть на одном из них - это вовсе не
гарантирует, что у вас тут же получится играть на другом.
Но, несмотря на то, что для каждого варгана существуют свои нюансы, можно выделить основные моменты, которые будут описаны далее.
Строение инструмента и краткое пособие по звукоизвлечению.
Как правило, рамочный пластинчатый варган (за исключением металлических, конечно) выглядит следующим образом:
1. Язычок, прорезанный в пластинке.
2. Нить или жилка с помощью которой язычок приводится в движение.
3. Дополнительная нить для фиксации инструмента.
4. Основание инструмента
Обучение звукоизвлечению можно разделить на несколько этапов.
Положение варгана при игре.
Рамочные пластинчатые варганы прикладываются к губам (но не прижимаются - это будет гасить звук) внутренней стороной (на ней находится узелок нити). В процессе
игры лучше обхватывать инструмент губами - с помощью этого можно достичь наиболее плотного и сильного звука. Важно подобрать удобное положение рук, при котором
игра не будет вызывать лишних мышечных напряжений
Положение язычка относительно рта и губ
Как и в случае любых других варганов, губы направляют звук, а наиболее сильного звучания можно достигнуть в том случае, если звук уходит в ротовую полость. На фотографии
ниже отмечена та область пластинки, которая должна находиться непосредственно у рта.
Положение рта на варгане
Удержание инструмента: фиксация варгана с помощи второй нити у основания пластинки.
Вторая нить, у основания варгана, служит дополнительной опорой для того, чтобы варган, при игре, не съезжал вправо. Для каждой модели стоит подобрать наиболее удобное
положение удерживающей руки: такое, чтобы нить не соскальзывала с руки и, чтобы не приходилось лишний раз напрягать руку в процессе. В зависимости от длины, нить
можно набросить на пальцы или на кисть руки.
Жигач-ооз-комуз
Миккури
Удержание инструмента за основание пластинки.
В случае деревянных варганов - не стоит слишком сильно зажимать основание варгана рукой - это будет заметно приглушать звучание инструмента. Но если мы имеем дело
с упругим и твёрдым материалом (например, бамбук) - лучше и удобней будет, наоборот, взять варган покрепче.
Извлечение звука с помощью нити.
Для того чтобы извлечь звук, важна не сила, а верное направление движения нити - это ключевой момент. Поэтому при игре стоит избегать чрезмерных усилий: варган
от них лучше не зазвучит, появится лишь риск порвать нить, или (если нить очень крепкая) сломать сам варган.
На мой взгляд, наиболее удобным вариантом удержания нити является следующее положение руки: нить оборачивается вокруг ногтевых фаланг (с помощью этого подбирается
и наиболее удобная длина нити) среднего и указательного пальца и фиксируется подушечкой большого. При игре нить дополнительно упирается в основную фалангу указательного
пальца, с помощью неё же корректируется угол её движения (об этом - в следующем абзаце). Положение руки - ладонью от себя (см. видео). В целом, положение и характер
движения руки слегка напоминают движения при броске дротика в «дартс». Но, при извлечении звука, рука двигается по прямой (относительно самого варгана) линии вправо-влево,
не уходя при этом ни вверх, ни вниз. Важно, чтобы движения были ровными, чёткими и, повторюсь, вписывались в прямую линию относительно инструмента: нить двигается
строго параллельно язычку.
Направление движения нити - строго параллельно язычку
Второй момент в определении верного направления движения. Угол, который должны образовывать при игре нить и пластинка при взгляде сверху, может быть равен приблизительно
155-160 градусам (значение меняется в зависимости от материала и размеров варгана). Если угол будет больше или меньше, то варган, скорее всего, не зазвучит.
Неправильно: слишком широкий угол
Неправильно: угол между нитью и пластинкой слишком узкий
Оптимальный вариант для жигач-ооз-комуза
Оптимальный вариант для миккури
После того, как нить приводит в движение язычок - рука, не останавливаясь, уходит обратно и начинает следующее движение. Движения должны быть свободными и непрерывными.
Если рука остановится после того, как завибрирует язычок - звук варгана прервётся. Поэтому, в первую очередь важно научиться играть так, чтобы при движениях руки
не прерывался звук, а уже после этого экспериментировать с ритмами и другими приёмами звукоизвлечения.
Итог.
Для того, чтобы научиться играть на любом рамочном пластинчатом варгане из дерева, бамбука или кости - нужно запастись терпением и забыть всё, что вы знали о варганах
до этого. Пробуя различные варианты движения руки и удержания инструмента, а затем, отработав движения до необходимого уровня точности - в ваших руках зазвучит
даже самый сложный варган.