Я:
Добрый день (или вечер или... :-) )
Набрел в сети на ваш сайт. Интересно, посмотрел видео - на ЖЖ (по ссылкам с вашего сайта), мне понравилось.
У меня вопрос к Вам.
Увидел вопросы про точки ржавчины на инструментах - может стоит обработать составом с восковым компонетом? Воск заполнит микроцарапины от обработки и это будет препятствовать контакту воздуха и влаги с металлом.
Но вопрос в другом.
У меня инструмент Готовцева (некоторое время назад всетаки решился на его приобретение).Фото прилагаю (плохое качество, но главное здесь в направлениях).
У меня вызывает некоторое сомнение угол загиба загнутой части язычка - мне кажется что он слишком сильно загнут, что накладывает некоторые ограничение на способ боя, при котором возникают приятные звуки. Например: направление 2 - очень мягкое и приятное звучание, более-менее универсальное это направление 1, но обратный бой порождает здесь резко звучащие обертона. Как можно на нем использовать оба боя, для меня пока загадка - не получается ровного одинакового звука. Может что-нить не так в инструменте? Или же мало опыта у меня (что скорее).
У меня возникало желание разогнуть язычок так, чтобы из тупого угла сделать острый (отразить относительно вертикали), но я не рискую - может так и задуманно, хотя мне кажется, что более мягое звучание будет, если все таки несколько разгнуть язычок. Это, я думаю, можно сделать, аккуратно используя пару пассатижей - не думаю что язычок будет хрупким, скорее упругим. Но несколько страшновато вторгаться в конструктив, слишком дорогой.
Не могли бы Вы подсказать? У Вас есть экземпляр Готовцева - у него так же выглядит загиб язычка?
Аксентий:
Загиб язычка моего экземпляра выглядит так же. По большому счёту, большинство якутских хомусов попросту не предназначены для обратного удара, почти любой из них будет звучать резко или "растроенно" при обратном ударе. Тут дело в том, что язычок очень жесткий, конструкция основной части, а не загиба, диктует условия.
Одно исключение - это быстрый переменный удар. Кстати, именно хомус Готовцева подходит для этой техники больше, чем многие другие якутские хомусы.
Что касается того, чтобы разогнуть язычок - тут может случится неприятный сюрприз. Есть много варганов, язычок которых можно согнуть, не сломав его, но это, скорее, исключение, а не правило. Как-то при мне пытались проделать такое - язычок попробовали чуть-чуть отогнуть и он тут же сломался. В прицнипе, такое можно делать с варганами с мягким язычком, но жестким - я бы не рисковал. (-:
Я бы посоветовал постепенно переходить на прямой/переменный удар. Для того, чтобы не было резкого звука при переменном - нужно научиться правильно поставленному удару по касательной. Так, чтобы палец прикасался к самому боковому краю загруглённой части кончика язычка и при ударе не поддевал его снизу. Пересылаю обратно фрагмент вашей фотографии. Зеленым я отметил ту часть язычка куда должен приходится удар и красным - ту часть, при задевании которой звук становится резким.
Но это, повторюсь, касается только переменного удара. Что же до просто обратного удара, то я совершенно не использую его при игре на якутских хомусах. Лучше приобрести еще один варган, конструкция которого подходила бы для обратного удара. (-:
Я:
Сдается мне, что с неспроста меня "вывели" на ваш сайт в тот момент, когда во мне бродили мысли по поводу, того как же общаться с Готовцевым, да и с еще с мыслями его доработки. Вижу сайт, на нем фото именно Готовцева (чувствую что это "знак"), вопросы про коррозию, которые посещали и меня, ответы на них. Понял, что именно здесь и могу спросить - и не ошибся.
Интересно, что в ходе экспериментов с боем, я вышел, приблизительно, на именно тот способ переменного боя, который Вы и описали (направление синего цвета) (если я правильно понял). Палец должен перемещаться именно в этой плоскости, причем достаточно быстро (3-6 ударов в сек.), еле касаясь закругления язычка - тогда и можно добиться более-менее равномерного звучания при прямом и обратном ходе. Но это нельзя сказать лекгим делом - малейшая ошибка в позицинировании плоскости боя к язычку (параллельно ближе-дальше) приводит либо к тому, что удар почти не наноситься, либо палец попадает в самые неудобные точки на поверхности (выделил красным) - и варган "взрывается".
Если это на самом деле так - то нужно оттачивать точность удержания плоскости переменных ударов, это не тривиальная манера игры на нем получается. Но ведь слышал же я как на нем быстрый ритм отбивают, да и еще как это здорово звучит (например на сайте Олега Роднина vargan.spb.ru примеры звучания Готовцева)! Я прав здесь в описании того, как надо осуществлять переменный бой? Именно это и имели Вы в виду когда писали в прошлом письме?
Зеленым я отметил сектор в котором у меня преимущественно получается делать прямые удары. Именно здесь варганом проще всего управлять. У вас так же получается?
Аксентий:
Да, примерно так на нём я и играю.
Ключевой момент здесь - практика. Чувствительность ударяющей руки развивается со временем и потом удары будут наносится в естественном режиме. Когда переменный удар со скоростью 3-6 ударов в секунду (вы считаете и прямой и обратный, я верно понял?) будет получаться без ущерба для звучания и без лишних мышечных напряжений у играющего, то можно ускоряться до 6-12 ударов в секунду. Но к этому лучше приходить со временем, когда само начнёт получаться. (-:
А вообще, хомус Готовцева - это очень хороший инструмент, один из лучших находящихся в продаже. Вы не промахнулись с выбором. (-: