Варганка. Варганы в Саратове

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Технический аспект Техника игры Якутский хомус. рекомендации Международного Центра хомусной музыки

Якутский хомус. рекомендации Международного Центра хомусной музыки

Печать

Якутский хомус. Техника игры и подражания звукам живой природы. Советы, рекомендации Международного Центра хомусной музыки.

Якутский хомус

Якутский хомус

Хомус – инструмент широко распространенный по всему миру. У якутского народа,с глубокой древности сохранился хомус, вмещающийся в ладони, но обладающий способностью петь голосом живой природы. Только в одних странах его можно найти только в музеях, а в других его музыкальная судьба продолжается, получая новое современное звучание, новую жизнь, превращая его в любимый всеми инструмент.

Однако хомус – не самозвучащий инструмент. Без того, чтобы человек буквально не вдохнул в него жизнь, он не зазвучит. Таинство его и состоит в том, что он представляет единое целое со всем дыхательно-голосовым аппаратом человека.

Хомусы изготавливались из дерева, кости и железа. Существуют разновидности хомусов с одним, двумя, тремя, четырьмя язычками.

Техника игры на хомусе

Способы фиксирования хомуса.

При игре на хомусе необходимо взяться левой рукой за кольцо корпуса хомуса и приоткрыв зубы, освобождая место для колебания язычка, прижать наружные щечки корпуса к зубам так, чтобы колебания язычка не передавались через корпус к зубам.

Если вначале это не удается, то можно держать хомус между зубами. В первое время лучше, когда концы корпуса находятся на уровне средних зубов. А потом можно сдвинуть хомус правее.

Извлечение звука.

Хомус звучит за счет колебания язычка, поэтому на всем протяжении игры необходимо следить за тем, чтобы колебания язычка не прекращались.

При извлечении основного звука язык убирается назад, чтобы не мешал колебанию язычка, производится удар указательным пальцем по язычку путем вращения правой кисти вокруг суставов в сторону плеча. Звучание хомуса удлинится, если осторожно и спокойно вдыхать воздух в себя.

Чтобы усилить звук необходимо сомкнуть губы так, чтобы они обхватили корпус хомуса, но не мешали колебанию язычка.

Приемы ударов по язычку

Основной удар производится вращением расслабленной кисти вокруг сустава против часовой стрелки. Локоть при этом не двигается и опущена вниз. Согнутый палец, совершая вращательное движение, задевает язычок спереди.

Если палец задевает язычок при обратном движении, удар называется обратным.

Если два этих приема применять вперемешку, получается переменный удар.

Способы дыхания

Основным способом является вдыхание. Вдыхать можно и нужно по-разному. Если во время одного удара сделать длинный вдох, то время звучания значительно увеличивается. Во время одного удара можно вдыхать два, три и несколько раз.

При быстрой игре необходимо использовать при дыхании мышцы брюшного пресса, диафрагмы. Сила и скорость вдыхания должны совпадать с собственными колебаниями язычка. Выдох не улучшает звучание хомуса, но при правильном сочетании со вдохом увеличивает силу колебания, значит, силу и время звучания.

Чтобы максимально увеличить силу звука хомуса, необходимо дышать с помощью мышц живота. Если «качать» воздух туда и обратно, используя брюшной пресс и диафрагму с большой быстротой, то звук хомуса увеличивается и усиливается.

Движение губ

Если во время игры губы открыты, трудно качать воздух, значит трудно использовать его при игре. Если губы открыты, то звук хомуса тише, если прикрыты, то звук сильнее. Значит, при вдыхании лучше смыкать губы, но так, чтобы не было помехи движению язычка.

Комбинируя различные движения губ и разновидности дыхания можно извлекать самые разнообразные звуки.

Изменение звука

Прием игры Хаастатыы Прием игры Куерэгэйдетии
Прием игры "Хаастатыы"
1,2,3,4 - места касания кончиком языка при произнесении звуков л, ль
Прием игры "Куерэгэйдетии"
стрелки показывают направления движения языка при многократном произнесении звука й или слогов йа-йа, йо-йо,йе-йе, йу-йу

Чтобы менять звуки хомуса и создавать с их помощью музыку необходимо иметь хороший слух и научиться слушать звучание.

Самый низкий звук получится, если настроить органы речи, голосовые связки на произношении звука «О», при этом язык уходит назад и ротовая полость максимально расширяется.

Подражание жаворонку – широко распространенный прием еще с давних времен. Язык держать так, как будто выговариваешь «ый-ый-ый» и двигать им вперед-назад в быстром темпе, не касаясь твердого нёба.

Подражание гусиному пению – также традиционный прием. При этом язык движется примерно так же, как при подражании жаворонку, но кончик языка в этот раз двигается, касаясь нёба и отрываясь от него, т.е. образуя артикуляцию слога «ля».

Чтобы подражать кукушке, напрягаешь мышцы глотки, язык держишь, как будто выговариваешь звук промежуточный между «Э» и «О» и после удара по язычку, двигаешь языком, беззвучно выговаривая «хах-кук».

Остановить колебание язычка можно резким вдыханием воздуха в себя, а также путем обхвата его конца губами. Последний эффективнее первого и удобен при постепенной остановке звучания.

Если тормозить губами язычок, можно получить звук, похожий на весеннюю капель. Такой звук называется «табыгыр». Это сложный прием, можно поранить губы. Проще остановить язычок, прижимая к нему палец левой руки. С помощью коротких звуков можно подражать топоту копыт, весенней капели, стуки дятла, барабанной дроби и т.д.

Любой желающий может научиться играть на хомусе. Чтобы овладеть всей техникой игры, нужны систематические занятия, упорство, настойчивость и большое желание.

Приемы игры на хомусе

Существуют внешние, артикуляционные и внутренние группы.

Внешними называются приемы игры на хомусе, связанные с различными движениями (ударами) пальцев правой руки о языках хомуса и способствующие порождению всех других артикуляционных и внутренних приемов.

  • Прием «наар охсуулар»- односторонние удары образуется при легком подергивании кончика язычка хомуса средним коленком указательного пальца. Разновидностей односторонних ударов, зависящих от ритмичности и динамичности исполняемых мелодий или импровизаций, множество.
  • Прием «хардары-таары охсуулар»-двусторонние удары образуется путем чередующихся двусторонних (от себя и на себя) ударов о язычок хомуса. По сравнению с односторонними ударами данный прием более разнообразен, богаче, благодаря «экономному» обратному удару, при котором затрачивается меньше усилий, чем в убыстренных односторонних ударах.
  • Прием «Тарбах араас охсуулара» - варианты ударов пальцами появился в 70-х годах, благодаря деятельности талантливейших хомусистов-виртуозов С.Шишигина, А. Пахомова. Варианты ударов реализуются посредством комбинированных движений всех пальцев и ладони правой руки исполнителя при мгновенном ударе о язычок хомуса.
  • Прием «табыгыр» -стаккато, впервые созданный И.Е.Алексеевым, образуется при нажатии основания язычка хомуса большим пальцем левой руки и «задержки» губами вибрации язычка инструмента.

Артикуляционными называются группы приемов игры на хомусе, образуемых при обязательном участии артикулирующих органов речи исполнителя (языка, объема и частей полости рта, зева, гортани, носовой полости, фарингса).

  • Прием «н оон» -основной тон образуется при нулевой артикуляции органов речи, т.е. без движения воздуха в полости рта, без движения всех артикулирующих органов речи. Данный прием применяется для настройки, поиска искомого звука хомуса.
  • Прием «уос ооно» основан на физическом участии губ, преимущественно при исполнении мелодий, импровизаций с губными звуками о, , , б, в, м.
  • Прием «хаастатыы» - гусиное пение является традиционно развитым способом игры, акустический эффект которого принимается слушателем как подражание гусиному пению. Артикуляционной базой «хаастатыы» служат мгновенные и размеренные касания кончиком языка альвеол или различных участков твердого (редко и мягкого) неба. То излюбленный прием якутских хомусистов, который используется при оформлении любой импровизации или попурри.
  • Прием «рэгэйдэтии» -пение жаворонка является исконно традиционным и образуется при ритмичном движении языка исполнителя по полости рта (горизонтально, без касания твердого неба и боковых стенок рта). Кончик языка при этом не должен соприкасаться с колеблющимся язычком хомуса. рэгэйдэтии» акустически воспринимается как непрерывное звучание хомуса в виде трели жаворонка.
  • Прием «бэлэс ооно»- глоточный звук образуется при мгновенном смыкании и размыкании глотки исполнителя. Он весьма употребителен при импровизации с убыстренными темперированными структурами.
  • Прием «э» - кукушка представляет собой еще более сложную артикуляционно-акустическую модуляцию глоточно- зевного участка. Воспринимаемый звук э» достигается путем выражения речевого сегмента типа кхах-куух посредством указанных участков дыхательно-речевой полости. Автором э» является хомусист Александр Пахомов.
  • Прием «сыыйа тардыы» - умеренная игра является традиционно-специфичной манерой игры на хомусе, используемый при монологическом повествовании, лирической импровизации. Умеренно-размеренный темп игры сопровождается фоновыми оттенками двуголосия, динамичными периодами на стыке музыкальных фаз.
  • Прием «хос ырыа» - двуголосие , в отличие от оттенков «сыыйа тардыы», изображается постоянными синхронными мелодико-обертоновыми линиями музицирования.
  • Прием «мурун оон» - носовой звук образуется при смыкании мягкого неба с задней стенкой языка, при котором воздух свободно проходит через полость носа и звуки приобретают носовой оттенок.

Во внутреннюю группу приемов игры на хомусе объединяются й» и «тыыныы араастара».

  • Прием «й» - гортанно-легочный звук образуется в результате подъема мягкого неба в положении артикуляции звуков , н, м и остановки дыхания и напряжения стенок глотки, гортани. При этом образуется единая «труба»-резонатор и акустически воспринимается объемный характер звучания хомуса.
  • Приемы «тыыныы араастара» - разновидности дыхания образуются при самых различных ритмических вариантах вдоха и выдоха исполнителя в момент игры на хомусе. Их можно распределить на одинарный вдох-выдох, двукратный вдох-выдох, многократные вдох- выдохи. Возможны также разновидности только вдоха и выдоха, т.е. вдох делится исполнителем на несколько ритмизированных компонентов. Аналогичным же образом можно регулировать и выдох.

Об учебном репертуаре

Игра на хомусе в основном имеет тематически направленный импорвизационный характер. Сильно развито лирическое уйуу»- воспевание, всегда связанное с явлениями родной природы и состоянием душевных переживаний исполнителя. Особое внимание в учебном процессе уделяется стилю уйуу», господствовавшем в деятельности хомусистов старшего поколения. уйуу» отличается от импровизации прежде всего звуко- извлекательными приемами, связанными с речевой артикуляцией. При этом наряду с мелодической линией синхронно произносятся слова о том, что воспевается. Голосовые связки в таком случае не вибрируют, а акустический эффект текста воспевания достигается путем особой артикуляции речевых органов (языка, мягкого неба, полости носа, губ и др.).

В начальной стадии обучения игры на хомусе используются традиционные народные мелодии-куплеты «Биэ-биэ-биэ», ыт-тыа», уохай» (без перевода).

Мелодия «Биэ-биэ-биэ» состоит из повторяющегося одного слова биэ, которая доступна каждому начинающему хомусисту.
Биэ- биэ- биэ
Биэ- биэ- биэ
Биэ- биэ- биэ даа
Биэ- биэ- биэ.

Данная мелодия прежде всего применяется при обучении новичка для извлечения первых звуков на хомусе, при котором одновременно используются ритмичные удары, умеренное дыхание, движение всех артикулирующих органов.