Мастер-класс Орозбая Кенчинбаева.
Темир-комуз на берегу Иссык-Куля руками Орозобая Кенчинбаева: мастер-класс
8-14 августа 2005 года в Киргизии на берегу озера Иссык-Куль прошел фестиваль варганов «В Царстве Цикад», в рамках программы «Диалог культур» и фестиваля «Планетарное Око».
Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики, народный мастер Орозобай Кенчинбаев провел здесь мастер-класс по изготовлению киргизского темир-комуза
Орозобай Кенчинбаев - профессиональный музыкант. Начал делать темир-комузы, когда его фольклорному ансамблю потребовались хорошие инструменты, и с тех пор уже 30 лет он изготавливает темир-комузы для профессионалов Киргизии.
Продукция Орозобая не массовая, в магазинах его инструменов не сыскать, инструменты он делает нотированные и, в основном, под заказ. Кроме темир-комузов мастер делает и другие киргизские национальные инструменты.
Далее некоторые детали, на которых акцентировался Орозобай, проводя мастер-класс, а также фотографии с комментариями.
Рамки для темир-комузов
Рамки для темир-комузов Орозобай привез на фестиваль готовые. Для их изготовления требуется горн и специальные формы. Формы могут быть разного размера - чем ниже желаемый тон темир-комуза, тем больше рамка. Материал для рамок может быть любой - и любая сталь, и латунь.
Рамку крепят в тисках и ножевкой делают в ней выемку для язычка - под углом. Выемка имеет трапециевидную форму, расширяясь в толщу рамки. Выемку равняют надфилем.
Язычок темир-комуза
Главное в темир-комузе - язычок. Для язычка Орозобай использует пружинную сталь толщиной 0.6 мм, от полотна рамочной пилы по дереву. Именно по-дереву - пила для металлов жестковата. Лезвие язычка, перед тем, как вставить в рамку, натачивают с обеих сторон, как обоюдоострый меч. Вопреки распространенному мнению, язычки темир-комуза Орозобай калить не советует - изменяется структура стали.
Сборка темир-комуза
Мастер определяет точность постановки язычка и проверяет, чтобы он нигде не цеплял и стоял абсолютно ровно. Язычок и губки темир-комуза должны стоять строго в линию - мастер проверяет и выравнивает сами губки темир-комуза.
Но этого мало. Зазор между язычком и рамкой при этом должен быть минимальным. Мастер проверяет листом бумаги - если зазор достаточно мал, лист не выпадает.
После того, как язычок вставлен в рамку, его загибают, убирают "хвост" и затупляют края, которые выступают за края рамки, чтоб не порезаться. Загиб язычка Орозобай делает строго на 90 градусов - именно так, по его словам, получается ровный звук.
Настройка темир-комузаа
Все темир-комузы Орозобай Кенчинбаев настраивает по камертону. Он делает инструменты на любую тональность, подбирая величину рамки и размер язычка. Чтоб понизить тон, Орозобай убирает надфилем микроскопическую часть металла из середины язычка - при этом относительная масса загиба становится больше и тон повышается. Для повышения тона все наоборот - металл надо убирать с конца язычка.
Итак, темир-комуз готов!