Варган и любовь
Варган – это, прежде всего, ансамблевый инструмент для европейских народов, а для народов Азии - сольный. Но существуют отдельные сведения о его использовании и в качестве ансамблевого. Например, в работе И.А. Худякова (Верхоянский округ) отмечено, что молодая удаганка Дьэрэлийэр, приехавшая в Верхоянск в 1807 году из Якутского округа, занималась камланием, ансамблевым музицированием на хомусе (5;24с). Игра на нем была сугубо мужским занятием у европейских, а женским – у народов Азии. Так исследователи -варгановеды сочетают варган и любовь. Во-первых, по форме. Во-вторых, колдовское звучание. Варган погружает вас в своеобразный мир. Варган может воспроизвести абсолютно всё: крики животных, птиц, повседневные звуки, передавать гнев, лесть, брань и т.д. Варган используют для любовного сватовства. Отсюда связь варгана с любовью. Например, в Германии, Австрии, Америке, Норвегии был обычай, который назывался «подоконничанием», т.е. серенада (9;88с). За окном девушка, перед окном на приставной лесенке парень, а вокруг ночь. Для них были типичны аллитерации, изречения, эротические намеки, которые создают эротическую атмосферу.
Как пишут исследователи, этот обычай пришел из культур Востока, где варган использовался для любовных объяснений.
Общеизвестно, в далеком прошлом якуты ко всему окружающему относились бережно и свято. Они соблюдали чистоту отношений между людьми, придавали особую нежность в любви. Девушки использовали хомус, когда воспевали любовь, прося нежным магическим звуком хомуса у Айыы счастья и любви, воспевали любимого человека и признавались ему в любви. В отличие от европейских влюбленных они воспевали ум, красоту, смелость, силу и ловкость любимого. Поэтому при этом отсутствуют те элементы, которые могли бы вызвать эротику. Такое же явление наблюдалось у тувинцев, киргизов, башкиров. С помощью хомуса воспевали также неудачную любовь. Например, у тувинцев варган с давних времен связан с трагедией разлученных влюбленных. Когда возлюбленную насильно выдали замуж за богатого, юноша играл на варгане, забыв про еду и сон, изливая свои чувства. В конце концов, он покончил жизнь, прыгнув с утеса в горную реку. Возлюбленная, узнав об этом, прыгнула с того же утеса (3;50с).
С годами тематика воспевания теряла лирический оттенок, переходила на бытовые напевы.