На Севере издревле почитались три священные составляющие: олень, огонь и бубен; варган считался „женским“ аналогом бубна („ванны-яяй“ - „зубной бубен“). В представлении древних шаманов существуют миры, в которые шаман может путешествовать, входя в измененные состояния сознания, транс. Предпринимая эти путешествия (в "верхний мир" - за информацией, в "нижний мир" - за силой и в "средние миры" - для активных действий, преобразующих реальность), шаманы использовали различные техники, в том числе практиковали игру на музыкальных инструментах. Варган был неотъемлемым участником шаманских камланий наравне с бубном, а иногда даже заменял его. Бубен (инструмент "ян") открывал шаману путь в иные миры, варган же (инструмент "инь") оберегал его — призывал духов-защитников, служил средством общения с ними.