О башкирском кубызе (кумызе) исследователи почему-то единодушно отзываются как о женском инструменте
“В Башкирии кубыз привился в основном как женский народный инструмент”. “Мне ни разу не приходилось видеть мужчин, не только играющих на кубызе, но и умеющих извлекать из него звуки” - пишет известный исследователь Л.Лебединский. Однако согласно башкирским легендам и сказаниям лучшими мастерами-изготовителями и исполнителями были все-таки мужчины. У одного из первых исследователей башкирской культуры С. Руденко кубыз был описан приблизительно как женский инструмент. Автор всего-навсего сделал предположение, что Ислам, видимо, запрещал башкирским женщинам не только музицировать в присутствии мужчин, но и вообще смеяться, громко разговаривать, петь и танцевать. По мнению С. Руденко кубыз мог как нельзя лучше подходить для женской половины башкирского дома своим тихим звучанием и возможностью быстрого утаивания. Это предварительное, ничем не обоснованное предположение имело далекое последствие. Спустя полвека исследователь Л. Лебединский попробовал продолжить мысль С. Руденко следующей фразой: “В ряде случаев мне пришлось быть свидетелем несколько пренебрежительного отношения взрослых мужчин к кубызу”. Эти и другие незначительные факты, но с подачи авторитетов, дали основание исследователям отдать кубыз женщинам и детям. По поводу данного несоответствия можно выдвинуть следующее предположение: "Несерьезное отношение башкирских мужчин к кубызу вызвано не столько пренебрежением к самому инструменту, сколько к ироническим воспоминаниям о своих юношеских годах и периоду ухаживания за девушками. А женщины сохраняли кубызы как память о своей молодости и периоду, предшествующему замужеству". Практика показывает, что лучшими исполнителями на башкирском кубызе являются все-таки мужчины. В то время как женщины-кубызистки успехом не пользуются.
Р.Г.Рахимов, кандидат искусствоведения г. Уфа, 07 декабря 2003 г