Европа. Археология. История
 

Варганка. Варганы в Саратове

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная История варгана Сборная история Европа. Археология. История

Европа. Археология. История

Печать

Многочисленные археологические находки варганов встречаются и на территории Европы.

Франция

Варган бронзовый. Франция. V-VI века

Во Франции, в 1868 году были сделаны находки варганов из бронзы, которые датируются V-VI в.

Так же существуют многочисленные находки датируемые уже после XII в. В частности было найдено около 20 шт. в процессе раскопок двора Наполеона в Лувре. А так же есть находки в Brandes-sur-Oisans примерная датировка которых XII — XIV вв.

Франция. Фрагмент фрески из собора Bayeux. 1412 г.

В соборе Bayeux существует фреска, на которой изображён оркестр состоящий из ангелов, из них один играет на инструменте очень похожим на варган. Датируется фреска XV в. (Губная гармошка появилась значительно позже.)

Вот, что говорили о варгане (guimbarde) французы: «Маленький, хороший инструмент, который может сопровождать везде и всюду своего владельца. Очень ценился рыцарями, ибо они могли играть на нём, даже находясь верхом на лошади».

Австрия

Памятник в честь 300-летия Союза мастеров по изготовлению маультроммелей. Мельн. Австрия. 1979г.

Австрийский город Мольн — одно из наиболее известных в этом плане исторических мест: в начале XIX века изготовление варганов являлось здесь потомственным бизнесом тридцати пяти семейств, в год выпускалось 2,5 миллиона инструментов! На варгане играли в основном представители высших сословий; в ансамбли входило до десяти варганистов.

Удивительным звучанием варгана восхищались Гёте, его друг Вильгельм Гумбольдт, другие выдающиеся личности той поры.

Швейцария

Швейцария. Мини варганчики

Вот эти малые варганчики были найдены в Швейцарии - длина около 31мм.

В Тироле нашли ещё более мелкий 29мм.

Норвегия, Финляндии

Одна из немногих европейских стран, где традиции изготовления варгана и игры на нем не прерывались,— Норвегия. На варгане („губной арфе“) играют преимущественно в южных районах страны, причем ясно прослеживается связь варганной музыки с народными танцами — исполнители всегда поддерживают ритм притопывая ногами. Более того в Норвегии организовывались военные оркестры, в которых играли на Норвежской разновидности варгана — mounharp. Из чего можно сделать вывод, что именно этот инструмент (варган) применялся в военной музыке.

В другой скандинавской стране — Финляндии традиция игры на варгане существовала со средних веков, но затем была утрачена.

Лишь в конце шестидесятых годов ХХ века игра на варгане вновь обрела популярность, и теперь этот инструмент часто можно услышать на празднествах в дуэте со скрипкой.

Италия

Наиболее любопытное применение хомуса нашла итальянская мафия «Коза ностра». Одно время она применяла этот инструмент как переговорное устройство, передавая сообщения по типу азбуки Морзе. После этого хомус окрестили в Сицилии «скаччиа пенсьери» — «тихий убийца».

Японии, Индия

Заслуживает внимание археологическая находка дуговых варганов «коукин» на территории синтоистского храма Хикава в Японии. Находка датируется серединой X в. (эпоха Хэйан). Позднее, в начале XIX в., в Эдо (старое название Токио) «был большой бум по поводу железного варгана, который тогда назывался бива-бон или кути-бива» [Тадагава, 1996, с. 24-25, 30] Археологические инструменты по размерам и форме ближе всего подходят к дуговым варганам народов амуро-сахалинского региона. Можно предположить, что дуговые варганы попали на храмовую землю Японии во времена частых посольств из государства Бохай, во время которых представители древнетунгусского государства привозили в качестве подарков музыкальные реликвии своей страны. Более того, в книге о музыке «Юех-шу» (1094г.) сунский историограф пишет: «... сейчас у людей есть инструменты тией-хуанг», что означает: хуанг - «варган» (и конкретно пластинчатый инструмент из бамбука) и тией - «лист железа» [Тадагава, 1996, с. 32]. Л. Тадагава делает в этой связи тонкое наблюдение: в X в. значение варгана вытекает из «значения железа, в те времена оно всегда было связано с властью и никто даже не мог помыслить об изготовлении из него игрушек» [там же, с. 34]. Итак, археологические коллекции варганов, найденнх на территории храма в Японии и в Приуралье, сделанные из металла в X и XI-XIV вв., указывают на их сакральный смысл и особое значение в культуре народов Сибири.[Шейкин, 2002]

Варганная музыка распространена в Японии среди женщин племени айнов (народности, имеющей индийские корни), которое проживает в резервации на острове Хоккайдо. Варган здесь называют „муккури“. Изготовляется он по старинке из бамбука. Игру на варгане айны сочетают с песнями и плясками.

Что же касается варганной музыки в Индии, то она культивируется по большей части на юге страны и носит ярко выраженный перкуссионный характер.

Америка

За океаном, в Америке, история варгана (англ. Jew’s harp) началась со времен первых европейских переселенцев, которые привозили с собой варганы из Австрии, Франции и Англии и употребляли их как предметы бартера с индейцами.

В США есть образцы варганчиков 17 века размером 19мм. Археологи предполагают, что это могли быть детские варганы.

Впоследствии американцы стали сами производить варганы. Эти инструменты использовались в основном в фолк- и кантри-музыке. Более привычным для публики звук варгана стал тогда, когда его начали применять в качестве музыкального оформления в фильмах-вестернах.