Я не музыкант, а исследователь
- Это первый инструмент, который ты взял в руки?
- Да. С варганом я познакомился случайно — будучи в гостях у подруги в Москве. Тогда я только слушал музыку и ездил на концерты, больше панковские и андеграундные. Впитывал атмосферу. Я и сегодня не музыкант. Я — исследователь. Насчёт курсов… Пока ко мне ходят лишь трое… И это — за полгода существования этого курса. Наверное, город ленивый. К примеру, мои московские друзья из группы "Турбодзен" тоже обучают игре на варгане — и к ним там ходят в разы больше.
- Я слышал «Турбодзен» на летнем фестивале «Шарабан».
- На «Шарабан» из «Турбодзена» приехал только Коля Соболев. И мы с перкуссионистом Юрой Павловым помогли ему отыграть импровизационный сет. Получилось этнотрансовое трио Соболев-Аронов-Павлов.
На варгане я играю уже два года. Учусь сам, посещаю различные мастер-классы, семинары. В начале обучения столкнулся с полным отсутствием варганистов в Нижнем, отсутствием информации — приходилось собирать ее в интернете, в Москве кучу времени провёл. С «Турбодзеном» завязались отношения. В жизни обычно так происходит — вроде бы неясно, почему вдруг именно это событие состоялось, а не другое. А потом оглядываешься назад и понимаешь, что всё происходящее — цепь из связанных между собой звеньев. Всё друг с другом связано — и духовные практики, и та музыка, которую я играю, и те люди, с которыми общаюсь. Пытаюсь создать что-то вроде школы игры. Но самому ещё учиться и учиться…
- А разве в Нижнем мало варганистов? Если в клубе джем, то, кажется, все вокруг только и норовят улучить момент, чтобы достать варган и что-то изобразить. Им даже наплевать, что там играется — блюз или русский рок. Возможно, это происходит из-за того, что кажется, что это легкий инструмент. И всего лишь нужно более или менее держать ритм.
- Просто ещё год назад в Нижнем вообще не существовало этномузыкальной среды, за исключением групп кельтского фолка. Да и те для узкого круга. У нас нет ни фолковых клубов, ни этномузыкальных магазинов. И этногрупп практически нет. Хорошо, что стали проводиться фестивали, стала создаваться среда, открылись арт-центры «Горница» и «Табакерка». А два года назад, когда я стал искать единомышленников — я просто как в чистое поле вышел: «Ау-у-у!» Но никого не было… Спасибо Лене Большаковой из «Музыкального бомонда» (музыкальный магазин, ставший, благодаря её хозяйке Елене Большаковой популярной музыкальной площадкой для акустических концертов. — Прим. Ред.), которая познакомила меня с ансамблем «Свети-Цвет». Мы сделали много совместных проектов за год. Съездили на фестиваль «Крутушка» в Казань. Андрей Харлов — худрук «Свети-Цвета» — профессионал, 25 лет занимающийся этнографией, а мы выскочили, как чёртики из табакерки, без году неделя музыканты, со своими барабанами-варганами и прочим скарбом. Но он был рад нашему появлению, и мы сотрудничаем до сих пор.
Музыка интуиции
- Как организовалась группа FA’ATA? Если судить по видео, то это просто мистерии…
- Первый состав назывался «Ангбэнд ЫртЪ». Прошлой весной на «этнотрансовом квартирнике» мы познакомились с нашим теперешним барабанщиком Юрой Павловым. "Зацепились" по настроению, и я его пригласил на репетицию. После этого мы с ним весь год выступали на разных площадках в виде своеобразной ходячей ритм-секции. С ним и с Наташей Балашовой. Они — наша ритм-секция. А в сентябре решил собрать новый состав. Сначала нас было четверо, сейчас разрослись до семи человек. Курс я сразу взял на интуитивное исполнение музыки. Развязал себе руки в смысле жанра. У меня был опыт работы во фрик-шоу и в театре пластики «Малиновая гряда», поэтому вопрос о сценических образах не стоял. Эту формацию мы называем этно-фрик-оркестром и поэтому можем позволить себе всё, что угодно.
- Что такое интуитивная музыка?
- Во избежание превращения действа в хаос нужно осознавать, что с чем мешать и в каких пропорциях. Это тренируется за счёт постоянной практики. Главное — полное внимание! И доверие собственным ощущениям. Прямое постижение на собственном опыте. Это иногда чревато лажей, но кто не ошибается — тот не развивается. Я не боюсь сфальшивить, потому что, во-первых, "левых" звуков не бывает, а, во-вторых, только, услышав его звучание, я смогу понять, в тему он или нет. Если бы я играл в академическом ансамбле — это бы резало слух. Но я в нём не играю. Справедливости ради оговорюсь, что мы не являемся в чистом виде этногруппой, потому что не играем традиционную музыку ни одного из народов. Мне неинтересно играть традицию. Своих корней я не знаю, традиции предков никто в семье не культивировал. Мне больше интересен звук как таковой. Звук — он дотрадиционный, не принадлежит никакой культуре. Поэтому надо уйти подальше от любой культуры, туда, где ещё не было разделения на языки и традиции. Звук — это звук. Он ни хорош, ни плох. Это дзен музыки. Когда я играю — я и есть звук. И ничего нет больше, только звук.
- Любой человек может освоить варган?
- Если тебе нужно научиться просто извлекать звуки — это дело пяти минут. А если хочешь виртуозно освоить инструмент — нужно всю жизнь учиться.
Как впасть в транс
- Мне кажется, что если долго играть на варгане, то голова превращается в колокол. И человек помимо своей воли впадает в некий транс — ведь сам череп является резонатором.
- А мне кажется, что если долго говорить букву "ё", то тоже можно впасть в транс. Шучу. Помимо своей воли, играя на варгане, в транс не впадешь. Необходимы осознанные усилия. Да, "крыша" слегка съехать может, но если тебе что-то не нравится в процессе игры — останавливайся и всё.
- По-моему, достижение музыкантом транса — как раз хорошо. Разве не для этого мы музицируем? И трансовость есть главное достоинство варгана. У него же всего одна нота, только ритм, на гармонию он никак влиять не может.
- Повторю: транс не достигается помимо воли. Ты понимаешь, к чему идёшь. Я стараюсь сохранять осознанность и во время таких состояний, впрочем, в по-настоящему глубокий транс я не входил. Если концентрация во время игры пропадает — или вылетаешь из ритма, или набегают мысли — от транса камня на камне не остаётся, и получается просто каша. Стоит выпустить удила и — полный хаос!
- Я вот, к примеру, не хочу учиться играть на варгане — мне зубы жалко. Кажется, того гляди, эмаль с зубов покрошится. Или я напрасно опасаюсь?
- За зубы совершенно зря беспокоишься — игра на варгане полезна для укрепления и эмали и дёсен, так как вибрации улучшают кровообращение и укрепляют дёсны, это отличный массаж! Если инструмент неправильно прижимать к зубам и позволять корпусу варгана бить по зубам — конечно, без зубов останешься. А если его, как женщину, — нежно, но уверенно — держать и столь же уверенно играть на нём, всё будет правильно. Кстати, если уж не решаешься начать играть на дуговом варгане, можно играть на пластинчатом
варгане - Данмое — это вьетнамский вариант варгана. Он к губам прижимается. И стоит недорого. Потому Данмои весьма популярны в народе.
- Почему все-таки варган?
- Достоинств много. С помощью игры на варгане можно создавать миры, настроения, изменять пространство, притягивать ситуации и людей. Можно лечить, можно разрушать. Можно медитировать. Можно варганные наигрыши использовать, как украшение для мелодий, — хоть в металле, хоть в панке, хоть в электронной музыке. У варгана всего одна нота — так называемый основной тон, бурдон. Но вся красота варганных мелодий заключается как раз в игре на обертонах — а не на основной ноте.
- Изменять пространство?
- Игра на варгане в плане создания ситуаций ничем не отличается от любого действия, выполняемого осознанно и без колебаний, так как дышишь. Я стал замечать, что когда что-то делаешь и не паришься, — всё случается так, как нужно, а если где-то слишком надавить, что-то пытаться подправить, доделать, ускорить — это верный способ всё обломать. Игра же на варгане — это просто один из способов достижения концентрации и остановки внутреннего диалога. Ты играешь и чувствуешь, как вибрации проходят через тело и происходит нечто интересное…