В конце 2010 года ко мне попал варган из необычной для его распространения местности - Украины, г. Херсон. Как и все Пути этих инструментов, его Путь ко мне оказался неожиданным и быстрым - спасибо Мастеру. Какое-то время назад я попал на украинский сайт о варганах, с возможностью их приобретения. Это не был обычный интернет-магазин с классическим набором инструментов - это был авторский сайт самого мастера - Сергея Пыжова: www.vargans.com.ua. Сайт оказался настолько индивидуальным, что сразу бросился в глаза как дизайном, так и наполнением. Необычные формы инструментов и футляров привлекали внимание сразу, особенно варган из эбенового дерева - форма и внешний вид не могли оставить равнодушным. Но основное вкушение впечатлений началось после того, как он пришел по почте.
Херсон - южная варганная Якутия
Сергей Пыжов родом из Смоленской области, проживает в Херсоне (Украина), имеет немало родственников в России, в т.ч. в Поволжье - в г. Ульяновске. С некоторых пор интерес к варганам стал настолько сильным, что побудил его что-то сделать самому, что и не удивительно. Но все пошло еще дальше - увлечение переросло в изготовление уникальных авторских моделей, а количество материала привело к созданию собственного сайта. Все это Сергей делает один сам самостоятельно.
Итак, вот он - херсонский сюрприз:
Но первое знакомство началось не с самого инструмента, а с его футляра - темного коричневого, деревянного, с ярко выраженной текстурой, с кожанными белыми ремешками и довольно увесистым - он один чего только стоит:
Ранее я думал, что только Евгений Волгутов склонен к перфекционизму (в лучшем смысле этого слова) в изготовлении варганов, однако я ошибался. Инструмент Сергея оказался настолько идеально сделанным, что на него можно просто смотреть и получать удовольствие от качества обработки металла и подгонки составляющх инструмента!
Первое, что бросается в глаза - это его полированный блеск. Овальная форма язычка в сечении выглядит отменно. Очень длинные деки безупречно подогнанны к язычку. Колечко язычка отполировано так, что палец скользит по нему, как по маслу. Рамка инструмента сделена из нержавейки, поэтому декоративная накладка выполняет еще и роль увеличения жесткости, т.к. нержавеющая сталь не отличается жесткостью кованной. Гравировка тональности, времени изготовления и автографа мастера придают солидность.
Длинный язычок обладает приятной упругостью и дает долгое послезвучие, что вкупе с прекрасным реагированием на артикуляцию, позволяет на одном ударе выводить затейливый мелодический рисунок. Реагирование на дыхание также отменное. Играть на нем чуть более удобно обратным боем - для прямого нужно приспособиться к точному попаданию по колечку язычка и быть внимательным, чтобы не увлечься и не уйти в бое с плоскости колебания язычка.
Только одна сложность возникает от такой подгонки язычка к декам - инструмент очень чувствителен к точности боя. Но это ничто, по сравнению с тем, какой чистый звук он издает.
Естественно, возник интерес посмотреть на звук с технической точки зрения. И вот что показали спектрограммы прямых и обратных ударов, а так же измерение тональности (тональность, конечно, была и так известна, но интересно было посмотерть на результат измерений)
Спектр оказался несколько необычным. Ну, обилие гармоник и то, что они приблизительно имеют одинаковую амплитуду, наверное и дает этот чистый и ясный звук. Похожесть спектров отражает факт того, что инструмент звучит почти одинаково как при прямом, так и при обратном ударах - ох как это приятно и удобно! Более того, ярко выраженные 3-4 пика групп гармоник на интервале от 1,5 до 5 кГц при обратном ударе, наверное и делают звук обратного как бы чуть ярче. Возможно, можно сказать, что он как бы состоит из 3-4 ярко выраженных тонов - в звучании одновременно слышны и низкие составляющие и более высокие. Очень точно, на мой взгляд, об его звуке сказал музыкант со стажем - Владислав: инструмент имеет настолько правильный и сбалансированный звук, что ни прибавить, ни убавить - именно так и должен звучать правильный хороший варган. Мне остается только признать, что он раньше меня выразил словами то, что я еще не сформулировал.
Саратовский варганист Sergeo p. Chellini, часто у меня встречающийся в статьях под ©Sergio2009, вынужден был изменить приоритеты своих предпочтений разных инструментов. Так горячо им любимый Готовцев после долгих колебаний и сомнений вынужден был занять второе место после варгана Сергея!
У меня есть, хоть и небольшой опыт общения с якутскими хомусами. И я могу откровенно сказать, что далеко не все хомусы мне нравятся, хотя у всех них есть одна характерная особенность, по-разному выраженная у разных инструментов, которая их всех объединяет - особое качество (либо тембр) звука. В основной массе они имеют простое, ясное и чистое звучание. Звучание, с каким-то чистым небесно-голубым оттенком в звуке, как ясно голубое небо над якутскими просторами с часто суровым климатом. Ничего лишнего - только самое главное! Так вот, варган Сергея можно смело отнести к этому же типу инструментов - излучающих в звуке только самое главное и чистое.
В целом от инструмента веет завораживающей гармоничностью и законченностью. Только мунхарпы Страуме вызывали у меня ранее схожие ощущения. С ним остаетсятолько одно - взять и сыграть свою главную мелодию, став истинным самим собой в этот момент.
Пример звучания в исполнении ©wizalex:
СкачатьСкачать
Скачать
Скачать
Пример звучания в исполнении ©Sergio2009:
СкачатьСкачать
Скачать
Скачать
wizalex