Варганка. Варганы в Саратове(ruweb)

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Места изготовления варганов
Печать

Алтайский варган

Пережив период взлета свой популярности в средние века, к XX в. варган был практически забыт у многих народов и его самобытные модели были утеряны. Такова судьба и алтайского комуса, который в середине прошлого века сохранился только в отдаленный районах Горного Алтая. Но он был восстановлен мастерами Алтая, и теперь это самый известный в России вид варгана. Алтайский комус отличается легкостью игры, мягким и нежным голосом, он успокаивает и расслабляет, считается женским инструментом. Играть на нём легко и приятно, быстро учатся как взрослые, так и дети. Звуки инструмента заворажавают слушателей, в том числе животных. По алтайским преданиям в старину женщины успокаивали с помощью комуса скот, убаюкивали детей, посредством его звуков объяснялись в любви. Согласитесь, посредничеству только самого чуткого и надежного друга можно доверится в подобных случаях!

 
E-mail Печать PDF
Владимир Петрович Поткин

Владимир Петрович Поткин

15 ЛЕТ С ВАРГАНОМ

Первые варганы, (Комус – по алтайски) сделанные мной в период с 1988 по 1993 год, были копией якутских и тувинских варганов. За пять лет были изучены, как сильные, так и слабые стороны. Общался с мастерами изготовления и мастерами игры, изучал технологию изготовления различных варганов, свойства металлов, природу возникновения звука и воздействие его на человека и пространство.…Эта работа продолжается до сих пор. И в 1993 году на основе пятилетнего опыта была полностью изменена технология изготовления варгана, в связи с поставленными задачами:

  1. Варган должен быть технологичен в изготовлении.
  2. Вобрать в себя все сильные стороны варганов прошлого опыта.
  3. Ввести в конструкцию варгана гибкую возможность настройки звучания.
  4. Уйти от традиционных технологий и создать принципиально новый, современный, изящный, звучащий варган.

И хотя созданные мной варганы выглядят как фабричные, штампованные, в технологии его изготовления только 20% станочной обработки. Всё остальное – ручной, кропотливый труд. Почти 50% времени уходит на настройку (озвучивание) варгана. Это самая главная задача при его изготовлении. Внешний вид радует глаза, а звук воздействует на тело, душу. К сожалению, очень немногие знают, как должен звучать варган, и поэтому хватают любые, лишь бы они издавали звуки. Представьте дикого папуаса, которому вы подарили ненастроенную гитару, показали несколько аккордов и уехали, он ведь так и не узнает, как должна звучать настроенная гитара.

Владимир Петрович демонстрирует игру на алтайском варгане своего изготовления

Игра на варгане должна быть легкой, звуки должны, как бы растворяться в исполнителе, наполнить его приятной вибрацией, это когда хочется играть, играть, и играть!…

Неправильно настроенный варган (бубнящий) очень плохо отражается на самочувствии. Сразу, это может быть незаметно, а потом обычно это списывают на плохую погоду, изменение атмосферного давления, съел что-то не то, и т. д. Все, наверное, слышали звучание ненастроенной гитары, пианино, в таких случаях говорят: «уши режет». Но это вы просто слышали когда-то настроенный инструмент. Попробуйте послушать 20-30 минут игры на ненастроенной гитаре. Но это только гитара, а звуки варгана по воздействию на психику гораздо сильнее. Не зря в былые времена только шаманы на нем играли. Отсюда и такое серьезное отношение к настройке звучания. Чтобы правильно звучал варган, мастеру необходимо выполнить хотя бы шесть условий настройки из десяти. Но это уже секреты мастера. Здесь надо пояснить, что настройка на звучание, и настройка на определенную ноту – это разные вещи. Например, чтобы красиво и сильно звучала гитара, мастеру надо выполнить очень много условий изготовления, а затем только её струны настраивают на определенные ноты.

Меня часто спрашивают, почему я не делаю большие, концертные варганы. Потому что не был готов технологически, материально и морально. А концертные варганы, сделанные мной в период с 1988 –1993 г., были точной копией якутских, и не соответствовали тем требованиям, поставленными в 1993 году. (Это не критика в адрес якутских мастеров, к ним я отношусь очень уважительно) Варган с виду простой, но он требует к себе очень ответственного, серьезного отношения. Это сейчас принято считать его музыкальным инструментом. А в далеком прошлом он был только культовым, обрядовым, ритуальным инструментом у шаманов и колдунов. Это нельзя забывать и поэтому к варгану надо подходить очень уважительно.

Владимир Петрович за работой

В данный момент, имея большой опыт, разработано в проекте шесть усовершенствованных варганов, которые практически лишены недостатков. Среди них и концертные. Сейчас отрабатывается технологический процесс изготовления, и в скором времени они появятся в продаже.

Немного о себе. Родом из Томской области. Школа, армия, Томский институт радиоэлектроники, (в ту пору ТИАСУР) В 1980 году, в возрасте 30 лет приехал в Горный Алтай по зову сердца, и зачарованный этой красотой остался. Работал главным энергетиком в с. Верх-Уймон, Усть-Коксинского района. С 1986 года живу и работаю в г. Горно-Алтайске.

Павел Поткин, правая рука Владимира Петровича

Павел Поткин, правая рука Владимира Петровича Кроме меня, в мастерской по изготовлению варгана участвуют еще Павел и Женя. За ними вся механическая и ручная обработка. У меня конечные операции, настройка на звучание, подготовка и технологическая настройка станков, разработка технологии, проекты варганов и тд. Я – это проектировщик, токарь, фрезеровщик, электрик, строитель, печник и т.д. Получается, чтобы создать варган надо уметь практически все. Мастерскую, мы построили сами на окраине города, за нами уже лес и горы.

Наша Алтайская природа, горы, вибрации пространства – все это наш ВАРГАН.

Через живые, нежные звуки нашего варгана, мы передаем Вам свою любовь, радость, силу, мудрость и привет Седого АЛТАЯ.

Пользуясь моментом, выражаю благодарность Ольге Шотландии, за популяризацию такого уникального инструмента, как варган. А всем, кто уже приобрел варган, (не обязательно в моем исполнении) желаю вам, что бы игра на нем приносила только радость, и помните, что это не простой инструмент. И не пытайтесь сразу применять различные «шаманские» практики, особенно по книгам, потому что кроме настоящих шаманов вам никто не сможет объяснить, как их делать и главное – зачем! Играйте просто в радость, и если вы готовы, то варган сам вам подскажет, что делать. Поверьте мне, и не торопитесь.

Удачи!
С уважением к Вам,
Владимир Поткин

Обновлено 05.01.2011 23:26
 

Алтайские мастера комуса Казанцев Андрей и Минаков Александр

E-mail Печать PDF
Казанцев Андрей Леонидович и Минаков Александр Владимирович

Казанцев Андрей Леонидович и Минаков Александр Владимирович

Андрей родился в с.Майма Респ.Алтай, а Александр в Троицком р-не Алтайского края.

Первое знакомство Андрея с комусом случилось в 1988г. в пионерлагере "Океан" во Владивостоке.

У девочки из его отряда был комус, сделанный из нержавеющей стали. Освоить этот инструмент ему тогда не удалось. Долгое время комус ему даже казался очень неуклюжим и неудобным инструментом. В то время даже представить ему было трудно, что он будет заниматься их изготовлением, но... у Судьбы свои Пути.

Предложение попробовать сделать комус поступило к Андрею в конце осени 2002г. от художественной мастерской через его зятя Минакова Александра, в то время он там работал резчиком по дереву и цеховым мастером, с которым, впоследствии, они и начали изготавливать комусы.

По специальности, Андрей инженер-механик. Закончил в 1999г. Алтайский Государственный Технический Университет. На момент предложения, Андрей работал начальником цеха небольшого электромеханического производства. Спустя некоторое время началась разработка и изготовление различных приспособлений для производства комуса. Был изобретен собственный гибочный станок, гильотина для рубки язычков, небольшой кондуктор для фрезеровки прутков-заготовок, ну и ещё с десяток спец.инстументов.

Полгода продолжалась подготовка и вот - 18 мая 2003г. сделали они с Александром первые 6 штук инструментов, на что ушло два дня. Через некоторое время изготовление перешло в другие размеры.

В то время, комусы были в дефиците и это сыграло позитивную роль - о комусах Минакова-Казанцева узнало много людей.

Сейчас они изготавливают три основных вида комуса:

  1. из прутка круглого - стандартый размер
  2. из шестигранника фрезерованного - стандартный размер
  3. из шестигранника фрезерованного - увеличенный размер

Также на комусе из круглого прутка штампуется под заказ надпись "Горный Алтай".

Изготовление комусов в больших количествах вредно для здоровья тех, кто изготавливает - медь не самый полезный металл для организма. Защищаться приходится всеми доступными средствами. Само производство сильно зависит от качества используемого сырья, латунь не всегда поступает качественная. Влияет также и качество настройки станков и инструментов. Несколько раз в год приходится подстраивать оборудование.

К работе Андрей с Александром подходят с особой ответственностью и никогда не используют труд наёмных работников - работают только вдвоем.

Вместе работают - вместе и отдыхают. Рыбалка - их главное хобби во все времена года.

Казанцев Андрей
Минаков Александр

В заключение, Андрей и Александр хотели бы пожелать всем владельцам варганов Единения со своим инструментом, а тем, у кого его ещё нет - обязательно подобрать себе свой собственный и неповторимый.

С уважением, Андрей и Александр.

Обновлено 26.01.2011 09:49
 

Отличия настоящего Алтайского варгана

Печать

Отличия настоящего Алтайского варгана от...

Подробнее...