Выставка хомусов якутских мастеров

Печать

Звуки хомуса - музыка высших миров. Выставка хомусов якутских мастеров.

ИА SakhaNews. У якутян появилась уникальная возможность увидеть хомусы лучших мастеров мира.

27 ноября в музее хомуса народов мира РС (Я), единственном в мире международном центре варганной музыки, открылась выставка хомусов якутских мастеров.

На открытие приехали двадцать два мастера-изготовителя из восьми улусов. Старший экскурсовод музея хомуса народов мира РС (Я) Анна Бубякина рассказала корреспонденту ИА SakhaNews о представленной экспозиции.

В 1991 году второй международный конгресс варганной музыки назвал трех лучших мастеров мира, изготовителей хомусов, которыми оказались якутяне. Мастеру из Вилюйского улуса Реворию Чемчоеву досталось тогда первое место в престижном списке, Роману Готовцеву из Усть-Алданского улуса - второе и Петру Осипову из Вилюйского улуса - третье.

Реворий Чемчоев, ученик великого мастера хомусов Семена Гоголева, придерживается классической формы хомуса, правда, свои работы он представил только на открытии выставки.

Из работ Романа Готовцева можно увидеть на выставке хомус классической формы, украшенный разноцветными камнями, ремень и якутский нож. В последнее время мастер больше занимается изготовлением ювелирных украшений, рассказала Анна Петровна.

Хомусы Петра Осипова вычурностью корпуса также не отличаются.

Анна Бубякина объяснила, что хомусы этих мастеров признали лучшими в мире за мастерское изготовление и совершенное звучание.

Невозможно пройти мимо красоты, сотворенной Иннокентием Готовцевым. Каждый его хомус – это не просто музыкальный инструмент, а произведение искусства. Анна Петровна пригласила к витрине, где представлены экспонаты этого мастера. Вот композиция «Родное гнездо» - стерх, вылетающий из гнезда. Приглядевшись, видишь, что это четыре хомуса. А вот хомус в форме журавля, прогуливающегося возле озера. В композиции «Ысыах» хомусы выполнены в виде коновязи, фигур отца, матери и ребенка. Хомусы в форме лошади, бубна и шамана создают композицию «Приход шамана».

Есть сюжеты, где хомусы изготовлены не в национальном стиле. Вот хомус, в котором можно разглядеть инопланетянина, а рядом с ним - египетскую пирамиду и два магических камня. Восторг вызывают хомусы в виде различных музыкальных инструментов. Надо заметить, что все эти хомусы не декоративные, на них можно играть.

Анна Петровна переходит к работам мастера из Сунтарского улуса Айсена Дьячковского. По дизайну хомусов можно догадаться, что Айсен - ученик Иннокентия Готовцева. Но есть у мастера композиция, выявляющая его почерк, непохожий на других. В ней представлены два маленькие хомуса и статуэтка-девушка. Мастер украсил хомусы орнаментами со стразами, напоминающими зимние узоры на окне. Статуэтка-девушка служит футляром для хомусов. Как сказала Анна Бубякина, девушка хранит хомус в своей душе.

Хомусы Захара Эллясин из Таттинского улуса отличаются необычным оформлением - стерхами из мамонтовой кости, а композиция молодого мастера Анатолия Крылова погружает в атмосферу Ленских столбов.

Директор музея хомуса народов мира РС (Я), отличник культуры РС (Я), отличник образования РС (Я) Николай Шишигин рассказал, что раньше хомусы изготавливали из бамбука, дерева, кости, а потом из металла. На выставке представлены хомусы из нержавеющей стали.

Хомус, сказал Николай Спиридонович, это инструмент, с помощью которого человек передает свои мысли, чувства и состояние души. Некоторые люди звучание хомуса называют музыкой высших миров. Язычок хомуса, направленный вверх, олицетворяет стремление к высокому, чистому и прекрасному…

Источник: