Персонажи кетской мифологии
Кайг?сь - покровитель и хозяин всех животных, имеющий облик медведя. В этом облике Кайгусь играл на щепе, торчаей из поваленной березы, подражая голосам рыб, птиц и зверей, и учил игре на варгане охотников. Сюжет пересекается и с распространённым медвежьим праздником, и с историями о том, как медведи играют на березовой или липовой щепе (кстати, всё верно - для этого дела подходят именно лиственные породы). Для интересующихся - ниже приведен короткий пересказ кетских мифов на эту тему.
“Кайгусь, принявший облик медведя, но и имеющий семь мыслей (душ), как Есь и человек, вознамерился взять себе в жены дочь старика, хотя лесные звери его и отговаривали, предвидя, что его убьют люди, которые примут его за медведя. Кайгусь похитил дочь старика.
Разгневанный отец устроил за Кайгусем погоню. Видя, что погоня его настигает, Кайгусь отпустил девушку, объяснив ей, как надо устроить обряд (медвежий праздник), необходимый для того, чтобы его возродить. Миф о Кайгусе связан с ритуалом кетского медвежьего праздника и включает в себя программу этого ритуала.
Вместе с тем в преданиях, входящих в этот цикл, сохраняется след древних обрядов воспитания медведя кетами. В мифе о старухе Кеги Кайгусь спасает женщину, закопанную в землю живьем после смерти ее мужа, снабжает ее пищей и приводит к месту, где проплывают по реке родители. Ее опознают как дочь отца среднего мира, а в Кайгусе видят воспитанного некогда людьми медведя, которого они отпускают.
По другим мифам, Кайгусь является охотнику в виде молодой женщины (хозяйки дичи, им убитой), становится его женой, обеспечивает ему удачу в охоте и рассказывает, что она брошена в детстве родителями, после чего ее воспитали старики Кайгуся.
Для того чтобы обеспечить себе расположение Кайгуся, охотники должны были соблюдать промысловые правила и обряды: очищать окуриванием охотничьи снасти, чтобы их не осквернило прикосновение женщин, не причинять боли промысловым животным, сохранять беличьи шкурки необычного цвета”.