Немного академических данных по игре на варганах.

Печать

Немного академических данных по игре на варганах.

Варган издает вибрирующие звуки, похожие на электронные, богатейшего тембра и диапазона, от самых низких до самых высоких частот. Помимо самого инструмента, в рождении звуков участвует организм человека: пальцы рук, органы дыхания, речи, брюшной пресс.

Простота, даже примитивность устройства варгана и в то же время сложность игры на нем, его богатые, не раскрытые еще до конца возможности позволяют нам назвать его инструментом будущего.

Якутский исполнитель, неутомимый пропагандист варганной музыки Иван Алексеев. Он является научным сотрудником Института языка, литературы и истории Якутского филиала Сибирского отделения АН Российской Федерации, специалистом по экспериментальной фонетике, и гармонично сочетает научную работу с любимым делом. Иван Алексеев — президент Международного центра варганной музыки (центр находится в городе Якутске; там же расположен уникальный Музей хомуса народов мира), помимо этого он известен как основатель и солист ансамбля „Алгыс“ („Algys“). Основываясь на народном музыкальном творчестве, Алексеев сам сочиняет музыкальные произведения для хомуса, важное место в которых занимает свободная импровизация.

Как ученый и как исполнитель, Иван Алексеев выделяет двенадцать основных приемов варганной игры:

Используя такой богатый арсенал приемов, любой исполнитель может достичь особой выразительности важнейших средств музыки — темпа, мелодии и гармонии.

Многие исполнительские приемы игры на кубызе (варгане) трудно обозначить общепринятыми нотными знаками, в наигрышах много нетемперированных звуков, звукоподражательности и звуковых эффектов (“кукушка”, “бой часов”, “топот копыт коня” и др.). Данные приемы доступны не всем кубызистам, а только отдельным виртуозам. Тем не менее среди них можно отметить три приема, наиболее часто встречающихся в башкирском исполнительстве. Это - “Тремолирование”, “Глиссандирование”, “Передувание” (названия условны и отличаются от принятых в академическом музицировании).

Тремолирование - данный прием выполняется несколькими способами:

Глиссандо - интонационное скольжение в примерном диапазоне нужных, но неисполнимых звуков (наиболее часто встречающийся прием).

Передувание - особый прием, продлевающий звучание колеблющегося металлического язычка кубыза направленной струей воздуха на выдох или вдох. На один удар по язычку кубыза можно “выговорить” несколько мелодических звуков разной высоты. Происходит изменение тембра звука и увеличивается динамический диапазон.

Некоторые исполнительские приемы объяснимы только с точки зрения практического исполнительства и передаются устно. Многие приемы неохотно объясняются посторонним, т.к. являются национальной традицией.


Р.Г.Рахимов, кандидат искусствоведения г. Уфа, 07 декабря 2003 г.
Источник: