Варганка. Варганы в Саратове

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Изготовление варганов

Фотосессия из Ульяновской мастерской

E-mail Печать PDF

Довольно подробная фотосессия кропотливой работы над металлом руками Михаила Масько, творящейся в Ульяновске.

Обновлено 19.12.2013 00:26 Подробнее...
 

Изготовление варганов. Общее.

Печать

Предком современного варгана был так называемый пластинчатый варган. Для его изготовления бралась тонкая, узкая пластинка — шириной 1–2 сантиметра, длиной 10–15 сантиметров — и разрезалась вдоль, почти по всей длине, на три части. Крайние части пластинки с обоих концов зажимались губами или прижимались одной рукой к зубам, а по средней части — язычку — пальцами другой руки наносились удары. При колебании язычка возникал бурдон — непрерывное звучание, а изменение формы резонатора (им служила ротовая полость исполнителя) давало тоны, из которых складывалась мелодия; высота основного тона зависела от толщины и длины пластины и ширины ее „язычка“. Пока люди не знали железа, они изготовляли варганы из имевшихся в их распоряжении материалов; так, кеты, манси, нивхи, ханты делали варганы из кости, башкиры, казахи, туркмены предпочитали дерево, а китайцы — дерево и бамбук.

Металлические хомусы появились гораздо позже жильных, деревянных и костяных и, благодаря огромным звуковым преимуществам, оттеснили прочие на второй план. В начале они были похожи по форме на своих предшественников из дерева и кости. Затем возникла модификация — добавление кольца, делающего звучание более громким и выразительным. Такие хомусы получили название «дуговых»; именно им исполнители отдают предпочтение по сей день.

Пластинчатые и дуговые хомусы позднего образца получались в результате ковки металлического прута — железного, медного, бронзового или серебрянного. Их поверхность украшалась инкрустацией и выгравированными магическими символами, имеющими вид орнамента. Подобными рисунками покрывался и футляр, в котором хранился хомус. Иногда, футляр был сделан в виде тотемического животного или духа. Это изображение трактовалось, как Хранитель инструмента. Жизнь Хранителя была связана с самим хомусом, а его сила заключалась в вибрирующем звуке. Он определял принадлежность хомуса и показывал его характер. Футляр требовался для всех видов хомусов, но для пластинчатых его мог заменить кожаный чехол. Для металлических он не годился, потому что в мягком чехле могла случайно сломаться загнутая ручка язычка. Обычным материалом для производства жестких футляров было дерево. Чаще всего футляр имел две половинки, в одной из которых выбиралось отверстие точно повторяющее контуры инструмента. Вторая половина служила крышкой — скользящей по направляющим или навесной на петле.

К изготовлению варганов везде относились очень ответственно. Независимо от того, из железного, бронзового, медного или даже серебряного прута ковался инструмент, это дело доверялось только самым умелым кузнецам. В настоящее время лучшими варганами в мире считаются инструменты якутских мастеров Гоголева, Бурцева, Готовцева и Михайлова

 

Маленькие секреты изготовления варгана от Валерия Ерошева

Печать

Маленькие секреты изготовления варгана от Валерия Ерошева и Артема Полякова.
Фрагмент беседы Ольги Шотландии в обработке veskimo

Подробнее...
 

Традиционный башкирский кубыз

Печать

Хорошее техническое описание традиционного башкирского кубыза

Подробнее...
 

Мастер-класс Орозбая Кенчинбаева.

Печать

Мастер-класс Орозбая Кенчинбаева.

Подробнее...
 

Варган обских угров - тумран

Печать

У обских угров (ханты и манси) есть свой варган, он носит название тумран.

Это деревянный или костяной пластинчатый инструмент, который прижимают к зубам и, дергая указательным пальцем правой руки за нитку, привязанную к язычку, заставляют звучать, да так, как будто звучит само северное сияние.

мастер-художник обских угров Евгений Аляб

Для мастера-художника Евгения Алябы изготовление хантыйского варгана - обычная обработка кости с помощью обычных инструментов: боров, фрезов, с помощью шлифовки и полировка. Этот инструмент удобнее делать из кости, чем из дерева, там язычок длинный и упругий, он должен ходить, вибрации издавать. А если из дерева, то только из корней, простое дерево поломается, звучание будет не то. Есть основные параметры, за которые нельзя выходить, чтобы было качественное звучание. А украшать можно по-разному.

Источник:
 

Сравнительные характеристики конструкций

Печать

Сравнительные характеристики конструкций варганов некоторых производителей

Подробнее...
 

Мастерская Фридриха Шлюттера

Печать

Краткое руководство по изготовлению варганов из мастерской Фридриха Шлюттера.

Подробнее...