Херсон - южная варганная Якутия

27.01.2011 01:01 wizalex
Печать

В конце 2010 года ко мне попал варган из необычной для его распространения местности - Украины, г. Херсон. Как и все Пути этих инструментов, его Путь ко мне оказался неожиданным и быстрым - спасибо Мастеру. Какое-то время назад я попал на украинский сайт о варганах, с возможностью их приобретения. Это не был обычный интернет-магазин с классическим набором инструментов - это был авторский сайт самого мастера - Сергея Пыжова: www.vargans.com.ua. Сайт оказался настолько индивидуальным, что сразу бросился в глаза как дизайном, так и наполнением. Необычные формы инструментов и футляров привлекали внимание сразу, особенно варган из эбенового дерева - форма и внешний вид не могли оставить равнодушным. Но основное вкушение впечатлений началось после того, как он пришел по почте.

Херсон - южная варганная Якутия

Сергей Пыжов

Сергей Пыжов родом из Смоленской области, проживает в Херсоне (Украина), имеет немало родственников в России, в т.ч. в Поволжье - в г. Ульяновске. С некоторых пор интерес к варганам стал настолько сильным, что побудил его что-то сделать самому, что и не удивительно. Но все пошло еще дальше - увлечение переросло в изготовление уникальных авторских моделей, а количество материала привело к созданию собственного сайта. Все это Сергей делает один сам самостоятельно.

Итак, вот он - херсонский сюрприз:

Варган мастера Сергея Пыжова

Но первое знакомство началось не с самого инструмента, а с его футляра - темного коричневого, деревянного, с ярко выраженной текстурой, с кожанными белыми ремешками и довольно увесистым - он один чего только стоит:

Варган мастера Сергея Пыжова в футляре

Ранее я думал, что только Евгений Волгутов склонен к перфекционизму (в лучшем смысле этого слова) в изготовлении варганов, однако я ошибался. Инструмент Сергея оказался настолько идеально сделанным, что на него можно просто смотреть и получать удовольствие от качества обработки металла и подгонки составляющх инструмента!

Первое, что бросается в глаза - это его полированный блеск. Овальная форма язычка в сечении выглядит отменно. Очень длинные деки безупречно подогнанны к язычку. Колечко язычка отполировано так, что палец скользит по нему, как по маслу. Рамка инструмента сделена из нержавейки, поэтому декоративная накладка выполняет еще и роль увеличения жесткости, т.к. нержавеющая сталь не отличается жесткостью кованной. Гравировка тональности, времени изготовления и автографа мастера придают солидность.

Варган мастера Сергея Пыжова в футляре
Варган мастера Сергея Пыжова в футляре
Варган мастера Сергея Пыжова в футляре

Длинный язычок обладает приятной упругостью и дает долгое послезвучие, что вкупе с прекрасным реагированием на артикуляцию, позволяет на одном ударе выводить затейливый мелодический рисунок. Реагирование на дыхание также отменное. Играть на нем чуть более удобно обратным боем - для прямого нужно приспособиться к точному попаданию по колечку язычка и быть внимательным, чтобы не увлечься и не уйти в бое с плоскости колебания язычка.

Только одна сложность возникает от такой подгонки язычка к декам - инструмент очень чувствителен к точности боя. Но это ничто, по сравнению с тем, какой чистый звук он издает.

Естественно, возник интерес посмотреть на звук с технической точки зрения. И вот что показали спектрограммы прямых и обратных ударов, а так же измерение тональности (тональность, конечно, была и так известна, но интересно было посмотерть на результат измерений)

Варган мастера Сергея Пыжова. Спектр прямого удара
Варган мастера Сергея Пыжова. Спектр обратного удара
Варган мастера Сергея Пыжова. Измерение тональности

Спектр оказался несколько необычным. Ну, обилие гармоник и то, что они приблизительно имеют одинаковую амплитуду, наверное и дает этот чистый и ясный звук. Похожесть спектров отражает факт того, что инструмент звучит почти одинаково как при прямом, так и при обратном ударах - ох как это приятно и удобно! Более того, ярко выраженные 3-4 пика групп гармоник на интервале от 1,5 до 5 кГц при обратном ударе, наверное и делают звук обратного  как бы чуть ярче. Возможно, можно сказать, что он как бы состоит из 3-4 ярко выраженных тонов - в звучании одновременно слышны и низкие составляющие и более высокие. Очень точно, на мой взгляд, об его звуке сказал музыкант со стажем - Владислав: инструмент имеет настолько правильный и сбалансированный звук, что ни прибавить, ни убавить - именно так и должен звучать правильный хороший варган. Мне остается только признать, что он раньше меня выразил словами то, что я еще не сформулировал.

Саратовский варганист Sergeo p. Chellini, часто у меня встречающийся в статьях под ©Sergio2009, вынужден был изменить приоритеты своих предпочтений разных инструментов. Так горячо им любимый Готовцев после долгих колебаний и сомнений вынужден был занять второе место после варгана Сергея!

У меня есть, хоть и небольшой опыт общения с якутскими хомусами. И я могу откровенно сказать, что далеко не все хомусы мне нравятся, хотя у всех них есть одна характерная особенность, по-разному выраженная у разных инструментов, которая их всех объединяет - особое качество (либо тембр) звука. В основной массе они имеют простое, ясное и чистое звучание. Звучание, с каким-то чистым небесно-голубым оттенком в звуке, как ясно голубое небо над якутскими просторами с часто суровым климатом. Ничего лишнего - только самое главное! Так вот, варган Сергея можно смело отнести к этому же типу инструментов - излучающих в звуке только самое главное и чистое.

В целом от инструмента веет завораживающей гармоничностью и законченностью. Только мунхарпы Страуме вызывали у меня ранее схожие ощущения. С ним остаетсятолько одно - взять и сыграть свою главную мелодию, став истинным самим собой в этот момент.

Пример звучания в исполнении ©wizalex:

Скачать
Скачать
Скачать
Скачать

Пример звучания в исполнении ©Sergio2009:

Скачать
Скачать
Скачать
Скачать
wizalex
Обновлено 28.03.2012 19:02