Варганка. Варганы в Саратове

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Главная Личное Рукотворчество Сварганим варган. Роман Налетов

Сварганим варган. Роман Налетов

Печать

Сварганим варган? (Налетов Роман)

Варган - это магический артефакт, его нужно делать только самому, тогда он будет петь в унисон с твоей душой.
Башкирский кубыз

Приветствую вас, друзья! Сегодня мы прикоснемся к магии и чуду, я расскажу вам о самом древнем и загадочном союзнике мага и как его сделать самому.

С самого детства хотелось поиграть на варгане, вернее в те времена я и не знал, что этот магический инструмент зовется именно так. А вы знаете, что такое варган? По меткому описанию Ольги Шотландии - «Это такая штучка, на которой чукчи играют – пяуу, пяууу, пяуу». Теперь Вы поняли, о чем идет речь?

Наверное, всему свое время и случайности закономерны и наше придет к нам в положенный час. Вот теперь, когда уж жизни путь пройдя за половину и очутившись в призрачном лесу, именно теперь мне наконец-то довелось прийти к варгану. Или варган пришел ко мне. Тот, кто ведает моей судьбой, нашел не самый оригинальный способ дать мне знать, что вот, мол, - тот инструмент, на котором ты хочешь играть, называется – варган. А именно: я услышал, как Вуди Ален в своем фильме «Сенсация» сказал, что играет на варгане и мне вдруг пришло знание, что варган – это и есть то имя, которое я ищу.

А дальше все просто – любимый поисковик дал ворох ссылок, но мне хватило и одной, чтобы понять, что это за чудо. Не знаю как у Вас, а у меня, если мне что-то интересно, покой пропадает напрочь, пока я не получу желаемое. Посмотрев материалы, понял, что купить варган – это долго и скучно, мне захотелось сделать его самому. Вот на эту тему материалов в Интернете практически нет, а если есть – то не подробные, многое приходится домысливать самому. Но самое главное – на сайте есть много фотографий хомусов, комузов, дрымб, кубызов, зубанок, шон-кобызов, темир-комузов – все это они – варганы. Если внимательно рассмотреть их – понимаешь главные принципы генерации звука в варгане: язычок должен быть из чего-то пружинистого, рама жесткая, зазор между язычком и рамой минимальный, на всех фото язычок имел трапециидальную форму.

Но не у каждого есть дома кузница или фрезерный станок. ЧПУ тоже не всем доступен, значит, сталь в качестве материала для рамы мне не подходит - решил я. Мне же надо быстро, желательно прямо сейчас! Значит – дерево! А раз так, то рама должна быть массивнее. Моей задачей не было создать идеальный варган, моя задача – создать звучащий варган:)

Начинать всегда нужно с чертежа, а лучше с 3D-модели. Открываем мой любимый Rhinoceros, 20 минут работы и чертеж готов:

Розовый – язычок, серым цветом показаны скосы (делаются с двух сторон) – они озадачили меня больше всего, но я придумал, как их можно сделать относительно точно. Смысл в том, чтобы получить заострения губок на половине толщины рамки. Алгоритм изготовления такой:
1) делаем прямоугольную заготовку 93х38х5 мм из дерева, я выбрал бук - он плотный и музыкальный (но одно из самых "музыкальных" деревьев - ель. Очень хорошо резонирует).
Для справки: текстолит - неподходящий материал для рамки. В силу своей композитной природы и наличием волокон, он должен гасить звуковые волны.
2) срезаем частично по бокам, превратив прямоугольник в усеченную трапецию:

Этот этап очень важен - чем точнее выполнены линии внешних скосов - тем точнее будут внутренние, они выполнят роль направляющих. А дальше все просто - пускаем по направляющим ручной фрезер и проходим им с обеих сторон, получая внутренний пропил. Затем сверлим отверстие нашей "лиры" и беремся за язычок. Двумя руками беремся, а то можно его упустить, если использовать точило. В качестве материала можно попробовать полотно пилы, но мне попалась в руки металлическая линейка, вот из неё и выточил. Доработал рамку напильником, прикрепил язычок.

О язычке

Язычок на самом деле не черный, фото обманчиво. Гнул так: зажимал готовый язычок в тиски, через теплоизоляционную прокладку, например ткань, сложенная в несколько раз, чтобы губки тисков не участвовали в теплообмене, и нагревал в месте предполагаемого изгиба газовой зажигалкой, затем быстро гнул. Как показала практика – лучше не спешить согнуть сразу на большой угол, лучше за несколько подходов, очень обидно загубить практически готовый язычок, линейка мне попалась хрупкая. И мне его пришлось немного гнуть ещё в двух местах, чтобы основная, звучащая часть оказалась посередине толщины рамки, там, где острия губок. Параллельно пробовал сделать язычок из ножовочного полотна, первого попавшегося. Полотно называлось универсальным, на боку имело гордую надпись “MADE IN POLAND”. Гнулось даже без нагрева, точилось на точиле очень быстро, одним словом – прелесть! Жаль только, что оно так и не зазвучало.
В идеале, язычок должен быть обоюдоострым, как меч.

C трепетом прижал варган к зубам, дернул его язычок и он у меня заговорил! Это труднопередаваемо словами, но поверьте, что очень здорово! И немного щекотно, потому что при игре голова выступает резонатором, можно сказать: щекотно мозгам;). А ещё забавно во время игры смотреть на старый не ЖК монитор - все вокруг смотрится статичным, а в мониторе все живет и плавится... Отличный союзник для медитаций.

Вот какой он у меня красавец:

Самодельный варган

Звук у него на удивление богатый получился, басовитый и долгий... Теперь мне хочется получить доступ к ЧПУ и сделать стальную резную раму по модели, которую создам в 3D.


PS: а знаете, что подвигло меня написать этот пост? - услышал варган в "On That Day" Leonard Cohen и подумал - вот ещё кто-нибудь услышит, ему понравится и захочется поиграть самому, он прочтет мой пост и сделает себе варган и станет на нашей маленькой уютной планете ещё одним магом больше;)

PS2: всю конструкцию можно значительно упростить – пройтись фрезой по двум скосам только с одной стороны, назовем её верхом и тогда для 45-градусной фрезы мы получим угол острия губки равным 90-45/2=67,5, а не 45, как в случае прохождения фрезой сверху и снизу. Если захочется получить угол острее – можно взять полукруглую фрезу. В таком варианте пропадает сложность позиционирования язычка между остриями губок, что тоже немалый плюс.

Источник: